открыты с 2004 года


Сервисные руководства
DT Swiss
в самое ближайшее время!
Marzocchi
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Rock Shox
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Formula
Hope
в самое ближайшее время!
Magura
Далее по списку в порядке пополнения

Фотоистория

Реклама на Бироте


Веломастерская

Стягивание и пайка спиц

Данный текст является значительно дополненным и переработанным переводом главы из книги «The Art Of Wheelbuilding» известнейшего швейцарского веломеханика Герда Шренера (Gerd Schraner). Герд собирает и проектирует колеса уже больше 45 лет для множества как MTB, так и трековых чемпионов мира, в настоящее время работает техническим консультантом в DT SWISS. Вcя книга это небольшие заметки-параграфы, поскольку издание собиралось именно на базе пометок Герда сделанных по ходу работы. Мы постарались сохранить структуру изложения придав нашим дополнениям форму текста-оригинала. По мере возможности, мы использовали устоявшуюся в России терминологию, в случае спорных названиях адаптировали зарубежный аналог. Все поправки приветствуются.

Причины и цели
Работу профессионала отличает внимание к деталям: когда обычный веломеханик заканчивает процесс сборки колес на проверке уровня натяжения спиц и отсутствия биения, настоящий фанат колеса всегда найдет способ дальнейшего улучшения своей работы. Пайка крестов, давно забытое искусство, в современный век высоких профессиональных запросов и критичных долей секунды на финише, становится более чем актуальным.

Эта методика применяется главным образом к заднему колесу, структура спицовки которого, подвергается не только радиальной (вертикальной) нагрузке, но и различным нерегулярным скручивающим и изгибающим нагрузкам которые приводят к паразитному «ходу» спиц по ходу вращения. Спицы изгибаются, со временем слабнут и начинают ходить в отверстиях на фланцах втулки, что приводит к механическому износу головок и фланцев а впоследствии к поломке.

На обычном заднем колесе, со средним натяжением спиц и не стянутыми крестами, всегда можно увидеть результат подобных деформаций — в месте соприкосновения спиц, металл немного стерт и защитное анодирование изношено.

Стягивание и пайка улучшают качество готового колеса — чрезвычайно повышают его прочность и долговечность вне зависимости от состояния натяжки спиц.

Этот процесс добавляет стабильности структуре обод-спицы-колесо, потому что спицы и втулка превращаются практически в неподвижный единый элемент и, что самое важное, это делает ее неподвижной.

Вдобавок, поскольку колесо в любой момент может получить сильный радиальный удар (наезд на кочку), нагрузка теперь более гармонично распределится на все соседние притянутые спицы-соседки, что улучшает амортизирующий эффект и снижает общий износ спицы. Все колесо работает как единая система и спицы помогают друг-другу!

Еще один неочевидный положительный аспект этого процесса: стянутые спицы создают некий увеличенный «виртуальный» фланец втулки. Колесо становится более жестким, меньше «играет» при затяжных подъемах и немедленно реагирует на мощное ускорение — приобретает те качества, которые так ценят любители и состоявшиеся профессионалы.

Есть выгоды (с менее заметным эффектом, конечно) от использования стяжки спиц на переднем колесе: вырастает общая жесткость, износостойкость, колесо лучше работает на подъеме.

Ход работы: Метод Брюльманна
Как я упомянул ранее, процедура стягивания и спайки спиц была до недавнего времени забыта и колеса построенные по этой технологии можно было встретить только на треках. Мой коллега, Фриц Брюльманн, заново изобрел этот метод применительно к колесам для шоссейного велосипеда, а я, в свою очередь, адаптировал его для горного велосипеда.

Самый главный этап работы, это правильное наматывание проволоки. Фриц тестировал различные комбинации проволки и узлов много лет и остановился на 0.4мм стальной проволке в оловянной оболочке. Преимущества этого выбора в том, что, когда, проволока с катушки будет намотана на спицы, ее можно просто откусить, не утруждая себя последующей сложной процедурой завязывания узла.

Покрытая оловом поверхность, это отличный индикатор момента предельного нагрева. Как только температура проволоки достигает границы плавления олова, ее поверхность становится блестящей — спайка произошла. Так веломеханик может избежать перегрева спиц и отжига сплава последних (ослабление закалки).

Этот безузловой метод стягивания, при условии, что каждый узел будет сделан со всем вниманием как маленькое произведение искусства, относительно быстр, легок для освоения и прост в использовании. Прочие методы стягивания, на мой взгляд, не так удобны и менее профессиональны. Выглядят странно и напоминают первые попытки ребенка в плетении или завязывании шнурков.

Инструменты и материалы


Набор инструментов Герда для пайки
  • проволока Брюльмана (DT SWISS proline)
  • Жидкий флюс
  • Электрический 100Вт паяльник или газовая паяльная лампа
  • Паяльная проволока, 1мм (Multicore)
  • Бронзовая корщетка с тонкой щетиной

Важно!
Самое главное, понимать, что именно стягивание проволокой, а не пайка, придают колесу все те плюсы, о которых мы говорили выше. Цель пайки лишь недопустить раскручивание узла через некоторое время.

Начинающим лучше практиковаться с передним колесом, как предоставляющим более комфортную работу, чем начинать с неуклюжих попыток работы катушкой в несимметричном рисунке спиц заднего колеса.

Вся процедура проводится на том скрещивании, что является ближайшим к ободу.

Проведите работу по подготовке поверхности спиц. Колесо должно быть уже собрано, кресты очищены от грязи и обезжирены.

Стягивание
В течении всей процедуры, проволока сматывается на спицы прямо с катушки. В дальнейшем, никогда не работайте заранее подготовленными отрезками проволоки.


Уложенные семь витков. Симметрия и аккуратный вид обязательны.

Поместите конец проволоки в перекрестье спиц, пропустите через противоположную сторону на высоте примерно 5 мм от креста. Аккуратно, со средним натяжением, сделайте семь оборотов(!) вокруг креста как это показано на рисунке. Удерживая натяжение, возьмите отвертку и аккуратно отрежьте излишек проволоки (перегнув на изгибе жала отвертки КОНЕЦ проволоки, с которого вы начинали процедуру! это можно сделать одной рукой).

Теперь вам необходимо пропустить катушку между спицами (см. рисунок) и натянуть в направлении втулки. Если вся работа сделана правильно и кольца лежат ровно и аккуратно, при натягивании катушки вы услышите тонкий звук натянутой струны («Треньк!», одним словом:-)

Пайка
Начинающим лучше использовать электрический паяльник, это сведет к минимуму риск перегрева и отпуска закалки спиц. Знакомство с паяльником на базе пайки простых электрических схем крайне приветствуется — значит навык у вас уже у вас есть.

Перекрещивание нагревается ровно до того момента, когда оловянная составляющая поверхности проволоки начнет плавится — становится зеркально блестящей.


Пайка газовой паяльной лампой

В этот момент, остановите нагрев, приткните припой и снова нагрейте. Лишний расплавленный припой можно подобрать ключом с закрытой головкой (14/15 мм), витки должны быть видны из под пайки. В целом, ваша работа должна быть приятной глазу — это важный аспект. (На демонстрационном семинаре DT Swiss, Герд способствовал проникновению расплавленного припоя одиночным легким ударом ключа по спице в районе креста).

Работа сделанная профессионалом всегда заметна: начинающий имеет тенденцию к использованию избыточного количества припоя.

Когда вы закончите работу над всем колесом, поместите каждое соединение в теплую воду с моющим средством и аккуратно пройдите корщеткой каждый крест. После того как колесо высохнет, добавьте по капле масла в каждое сочленение и оботрите излишек. Это поможет предотвратить ржавчину.

Каждое соединение стоит проверить на отсутствие люфта. Делается это руками, легко изгибая проволоку в районе спаянного узла.

Способность к самокритике необходимо при проведении этой работы. Я до сих пор продолжаю совершенствовать свои навыки и вводить новые приемы, пока не достигаю идеального качества.

P.S. Оговорим вопросы по проволоке. Это действительно специальная проволока и припой от DT SWISS, которую можно найти в Петербурге. Если кто-то знает поставщика в Москве, сообщите, он будет опубликован на этой странице.

Вопросы пожелания дополнения?
Перейти к обсуждению в форуме

Источник: The Art Of Wheelbuilding by Gerd Schraner
Фотографии: ©: DT Swiss, The Art Of Wheelbuilding

Перевод, дополнения и адаптация: ©: Даниил Кузнецов для birota.ru



Œ
Тексты Инструкции Фотоистория Архив велокаталогов Ремонт велосипедов Велоинтернет О сайте Форум Œ
© Birota 2002-2007
Пишите по всем вопросам
Яндекс цитирования ????????????? ?????? VVV.RU Rambler's Top100