открыты с 2004 года

Совсем недавно

Фотоистория

Реклама на Бироте


Статьи

Сделано в ... (часть первая, теория)
19  июля 2007

Сегодня мы поговорим о самой спорной части велосипеда, а именно о клейме «Made In …». Так сложилось, что этот небольшой кусочек винила с клейкой основой рождает гигантское количество обсуждений, сравнимых по количеству постов с такими неугасающими темами, как «слопинг или классика», «SRAM или Shimano», «Nikon или Canon», «IBM или Apple»:-)

Причины, по котором люди столь рьяно спорят о происхождении велосипеда, как правило, проистекают от старомодного представления, что в странах первого мира, качество продукта несравнимо выше. Учитывая миграцию бюджетных ценностей на Восток, современные споры перемывают кости Hi-End производителям шоссейных и горных велосипедов. Поскольку мы всегда придерживаемся мнения, что лучше знать и понимать, чем догадываться, мы попробуем разобрать в деталях процесс появления клейма на свет.

Итак. Для начала, давайте разберем, что такое знак «Made In Some Country». Исторически, такие клейма были введены в 1953 году «Международной Торговой Палатой», как стандартизированная маркировка страны происхождения продукта. В то время, пока еще сравнительно далекое от нынешней глобализации, любой экспортируемый товар практически полностью состоял из деталей произведенных в стране экспортера. Французские телевизоры, американские машины, итальянские велосипеды..

Время шло, границы стали прозрачнее, маркетологи умнее и стало очевидно, что клеймо «Made in», само по себе, является неплохим маркетинговым инструментом, как на внутреннем национальном рынке, так и на внешнем. Плюс, данная маркировка открывала большое поле для мошенничества и нарушений в экспортной торговой сфере, поэтому уже в 70 годах началась стандартизация использования этого клейма на товаре и в документах, как на национальных уровнях, так и на глобальном. К концу столетия, только WTO оплачивала работу двух институтов, создававших международные регуляции по использованию клейма и правила, по которым присваивается клеймо о стране происхождения. Надо сказать, что в 2000 году эти работы зашли в тупик, и вот почему..

Все дело в том, что на всем белом свете, практически не осталось продуктов, полностью произведенных на территории одной страны. Чем технически сложнее продукт, тем больше его частей сделаны за границей. Самый яркий пример, современный автомобиль. Сталь идет из России и Южной Америки, кузов собирается в Восточной Европе, двигатель из Франции, резина из Англии и Китая, электроника сделана в Германии и Тайване и т.д. Каждый из этих компонентов также сделан из запчастей и сырья присланных со всего мира. Вроде клеймо надо ставить, а вот понять, какое именно, стало очень тяжело. Доходит до казусов. Торговая Палата Италии пригрозила запретом на использование клейма «Made in Italy» тем производителям традиционной пасты и соусов, которые использовали в производстве только импортированные из Китая овощи.

Сегодня, основным органом отвечающим за клеймо «Сделано в …» отвечает национальная торговая организация. Например, Федеральная Торговая Комиссия в США (Federal Trading Comission), Торговая Палата в России и т.д. Почти всегда, клеймо не подлежит предварительному согласованию, и выяснение реального происхождения товара начинается только после жалоб покупателей или финансовых нарушений. Страны исключения также есть, например, Швейцария. Тут, прежде чем поставить клеймо Swiss Made, требуется изрядная бумажная волокита для фирмы производителя.

Правила равнозначно применяются к формулировке «Made in ***» и всем вариантам написания, которые могут создать у покупателя стойкое впечатление о стране происхождения. Так, например: «Made in USA», «Handmade in USA», «Produced in America», «True American quality», по сути равнозначны. Но! Надпись вида «German Engineering», «Designed in USA», название страны и штата в логотипе, клеймом не является! Это попытка производителя играть по правилам торгового законодательства, но и внести сумятицу в головах покупателей. Ну не всегда русскому человеку понятно, что надпись «Marin County, California USA» в логотипе на велосипедах Marin, совсем не значит, что продукт сделан в США.

В принципе, все торговые органы надзора сходятся в том, когда употребление клейма «Сделано в США» или «Сделано в России» уместно в 100%. Это так называемая формулировка «all or virtually all». Она значит, что продукт и исходное сырье сделаны полностью на территории страны. Такое клеймо также допускает, если часть продукта, незначительная от общей стоимости, произведена вне страны. Например, шатуны, подшипники и звезды системы сделаны в США, но весь крепеж пришел из Азии. Ставить клеймо «Made in USA» можно. Также допустимо, что исходное сырье (сталь, алюминий в чушках) приехали из другой страны, но кропотливый процесс изготовления составляющий значительную долю стоимости происходит в США.

Головная боль начинается при попытке поставить клеймо на комплексный продукт, где доля страны ничтожна. Идеальное клеймо на велосипед собранный в штатах, должно выглядеть примерно таким образом: «Собрано в США из компонентов произведенных в Китае, Тайване, Италии и США из сырья и т.д». Это сложно, поэтому разработаны бесчисленные схемы, по которым определяется страна происхождения. Чтобы поставить клеймо, надо учесть долю зарубежных компонентов, их долю в итоговой стоимости, происхождение сырья, страну сборки и т.д На практике, контролировать десятки тысяч производителей просто нереально, что ведет к многочисленным злоупотреблениям.

Есть и вторая проблема. Любая страна заинтересована в эффективном экспорте своей продукции и просто закрывает глаза на всяческие ухищрения производителей с клеймом, хотя по идее, должна отслеживать это в соответствии с международными договоренностями. Очевидно, что экспорт продукции итальянских велопроизводителей снизится, если они почти все открыто начнут заявлять, что отныне их продукция идет из Азии. Для производителей таких стран, как: Германия, США, Италия, Испания, Япония, Англия и т.д. знак «Made In» важнейшее маркетинговое подспорье, поэтому все идут на всяческие уловки.

Сами страны, на чью территорию ввозится товар, в теории, также должны следить за клеймом на ввозимых продуктах, поскольку это определяет уровень таможенной пошлины и вообще допустимость ввоза продукта (во многих странах действует эмбарго на группы товаров из определенных регионов), но объемы таковы, что на практике контроль практически отсутствует!

Все вышесказанное, приводит нас к одному очень простому выводу: любому клейму, особенно с маркировкой страны из привлекательных для покупателя, верить нельзя. Нет, это не значит что оно обязательно лживо, просто в современном мире, это понятие очень сильно размыто:-) Есть производители ставящие клеймо по праву, есть маскирующие страну происхождения.

Теперь к велосипедам.. Для нас, клеймо «Made In» относится, в первую очередь, к раме. Для таможни, к велосипеду в целом. И здесь уже противоречие! Смотрите сами: как, на шоссейном велосипеде, чья рама, даже если и сделана в Италии, можно ставить клеймо «Made in Italy», если все компоненты и сырье рамы, составляющие большую часть стоимости велосипеда, сделаны в прочих странах? Это касается практически всех брендов из категории элитных, от Cannondale, который «Handmade in USA» до итальянского «Made in Italia» Colnago. Нет, вполне вероятно, что эти рамы сделаны в США и Италии, но не велосипед в целом! Клеймо стоит с нарушением правил его использования. Это самый яркий пример непотизма в отношении к своим производителям.

Мы насчитываем четыре принципа, по которым велопроизводитель ставит клеймо «Сделано в ***».

  1. Рама изготавливается в стране X, комплектуется компонентами из стран A,B,C,D,E,F,G, но клеймо стоит от страны X. Смотрим пример выше. Это тот вариант, который устраивает всех покупателей, поскольку мы понимаем, что рама, это главное. Идеальное клеймо должно выглядеть так: «Frame made in country X with components from countries A,B,C,D,E,F,G».
  2. Все компоненты изготавливаются в странах A,B,C,D,E,F,G, привозятся в страну X где собираются в цельный велосипед. Клеймо ставится «Made in Country X». Почти всегда, это нарушение торгового законодательства. Правильно «Assembled (собрано) in X from components produced in A,B,C,D,E,F,G». Такой вариант практически нереально увидеть на продукции дорогих европейских брендов, хотя большая часть итальянских и европейских велосипедов именно так и производится.
  3. Третий пример относится к производителям рам. Рама варится из труб сделанных в стране X, на заводе в стране X. Клеймо «Made in X». Здесь все честно, именно так в идеале и работает эта система.
  4. Последний пример также относится к производителям рам. Рама почти полностью изготавливается в стране X, за исключением, скажем, приваренной разводки тросов и финишного покрытия, затем привозится в страну Y, доводится до ума и маркируется клеймом «Made in Y». Самая частая практика в Hi-End Европе. Правильно писать «Produced in X, Finished in Y». Если речь идет о сварке рамы из труб сделанных в другой стране, то правильно «Welded in Y from X tubes».

Итак. С теоретической частью мы разобрались.

Во второй и третьей части статьи, мы пойдем по зыбкой почве слухов и расскажем вам о том, ГДЕ делают рамы того или иного производителя и почему Азия, это не так плохо, как вам кажется!

P.S. К вопросам, вынесенным в начале статьи: Слопинг, Shimano, Canon и Apple:-)

Источник: © Даниил Кузнецов для Birota.ru
Перейти к обсуждению на форуме!





Сервисные руководства
DT Swiss
Shimano
Marzocchi
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Rock Shox
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Formula
Hope
в самое ближайшее время!
Magura
Далее по списку в порядке пополнения

Технологии


Œ
Тексты Инструкции Фотоистория Архив велокаталогов Ремонт велосипедов Велоинтернет О сайте Форум Œ
© Birota 2002-2007
Пишите по всем вопросам
Яндекс цитирования ????????????? ?????? VVV.RU Rambler's Top100