|    Эту статью можно считать 
продолжением текста «Сделано в ... (теория)". Автор текста, 
Керри Робертс, в прошлом президент Национальной Ассоциации Велосипедных 
Дилеров США, в настоящий момент, консультант для множество крупных 
продавцов велосипедов на рынке Америки и владелец розничной сети 
веломагазинов в Теннеси. 
Информация в данной статье собрана в основном из профессионального 
справочника "Bicycle Retailer and Industry News' Factory" 
и "Suppliers Guide". Прочие факты, найдены на выставках, 
после визитов на заводы производителей и после общения с техническими 
специалистами компаний-производителей и продавцов. В общем автор 
знает суть вопроса и все возможные возражения, думаю можно адресовать 
прямо нему. Актуальность: 2008 год.  
Многие велосипедные компании имеют свои тайны. Один из этих 
охраняемых секретов - где сделан ваш велосипед, или кто его в 
действительности сделал. Секретом эта информация является потому, 
что на самом деле, многие производители делают свои велосипеды 
на одних и тех же заводах. В общем, картина выглядит таким образом: 
примерно 95% велосипедов, продаваемых в США, сделаны в Китае или 
Тайване на нескольких заводах, где компания Giant является самым 
большим производителем. Алюминиевые велосипеды нижнего и среднего 
сегментов, как правило, делают в Китае, а среднего и высшего - 
в Тайване. Особняком стоит карбон. Большинство производителей 
использует мощности китайских производителей, включая именитые 
шоссейные бренды. 
 Быть может, для того, чтобы узнать истинную страну-производителя 
велосипеда достаточно посмотреть на лейбл на упаковке? В конце 
концов, насколько правдивой является наклейка “Made in the USA”, 
“Made in France” или “Made in Italy”? Если кратко: текст вводит 
нас в заблуждение. Проблема в том, что “made in” в понимании производителя 
отличается от нашего представления о значении этого термина. 
Общее правило для производителей всех мастей: страна производитель 
указывается по принципу объема «добавленной стоимости» к финальной 
цене продукта. Наклейка «страна-производитель» соответствует той 
стране, которая добавила к стоимости продукта больше 60%. Пример: 
любой человек может импортировать голую гоночную карбоновую раму 
из Китая в Испанию, которая после сборки с компонентами Shimano 
будет стоить в американской рознице порядка $4000 долларов. 
 Стоимость вилки и рамы на заводе в Китае может не превышать 
$200. В Испании, мы раму красим, наносим декали, собираем и упаковываем. 
Стоимость этой работы и компонентов добавляет примерно $1200. 
И здесь возникает вопрос: где будет сделан этот велосипед? В Китае 
или Испании? Как я уже сказал, по определению производителей, 
наклейка будет “Made in Spain”, поскольку больше 60% стоимости 
велосипеда образовалось на территории Испании. 
 Если бы эту же раму красил, собирал, упаковывал и отправлял 
в Испанию китайский производитель, лейбл бы гласил «сделано в 
Китае». Наверное, лучший способ избавиться от вводящих в заблуждение 
надписей, это последовать примеру производителей автомобилей и 
дать покупателю исчерпывающую информацию о происхождении самых 
крупных узлов продукта. В конце концов, если вы узнаете, что ваш 
сделанный вручную в Испании велосипед на самом деле родом с крупной 
китайской фабрики, купили бы его опять? Даже если ответ да, вы 
бы не стали переплачивать за бренд. 
 
Ниже, в алфавитном порядке, список и информация о крупнейших брендах 
продаваемых в США. 
 Bianchi. Когда я писал этот текст, я заметил 
очевидную схожесть истории Bianchi и Schwinn. Обе компании семейные 
компании существовали больше века. Производили собственные велосипеды, 
были популярны в своих странах и разорились, когда настали трудные 
времена. Были куплены, новый владелец перенес производство в Азию, 
а теперь, под руководством новых владельцев, мы наблюдаем постепенное 
возрождение брендов.  
В 1996 году Bianchi была куплена шведским конгломератом (ныне 
известным как CycleEurope). Schwinn, тем временем сменила нескольких 
владельцев, пока не стала частью группы Pacific в 2001 году. Под 
крылом CycleEurope, где в данный момент находится 11 брендов, 
производство было перенесено из Италии в Азию. Исключение составляет 
финальная сборка (т.е. азиатские рамы собирают в готовый велосипед 
в Италии) и некоторые hi-end продукты лимитированных серий. 
 Отдельно упомяну велосипеды линейки Reparto Corse, поскольку 
их наклейка “Made in Italy” вызывает множество вопросов. Фабрика 
в Тревильо, где производились до продажи компании большинство 
велосипедов Bianchi, имела отдел называемый Reparto Corse (RC). 
По сути, это отделение занималось созданием гоночных hi-end велосипедов. 
Сейчас, RC превратился в логотип, которым отличают велосипеды 
уровня выше среднего, c особым дизайном и отдельным разделом в 
каталоге.  
Наклейка «Made in Italy» на Bianchi RC обычно означает итальянскую 
сборку на базе азиатской рамы. Например. Карбоновые RC рамы изготовлены 
в цехах Advanced International Multitech (тайваньский производитель 
карбоновых велокомпонентов, бейсбольных бит, клюшек для гольфа, 
стрел, удочек и т.д.) а алюминиевые рамы сделаны тайваньской компанией 
Hodaka.  
Производство рам на территории Тревильо остановлено не полностью. 
Насколько мне известно, алюминиевые рамы с карбоновыми треугольниками 
варятся или, как минимум, соединяются в Италии. Там же, по слухам, 
проходят финальные стадии производства рамы с пенным наполнителем. 
Хотя нынешним производителем многих рам и является Taiwan Hodaka, 
в прошлом Bianchi изготавливались на заводах Giant и Fairly. 
 
Cannondale. Даже после финансовых трудностей 
в 2005-2006, когда компания сменила владельца, алюминиевые Cannondale 
делают в США. По данным журнала «Bicycle Retailer and Industry 
News» за июнь 2007 года рамы Cannondale нижнего уровня делались 
в Тайване, по всей видимости, компанией Fritz Jou, а затем высылались 
на финальную сборку в США. Производителем Cannondale Synapse являлась 
тайваньская Top Key. 
 В феврале 2008 года, компания Cannondale и Sugoi clothing 
были поглощены концерном Dorel Industries за 190-200 миллионов 
долларов. Четыре года назад, в 2004 году, Dorel также купил группу 
Pacific Cycle (Schwinn, Mongoose и GT).  
Cervelo. Cervelo - это канадская компания. 
Велосипеды делаются в Азии и собираются в Канаде. 
 Colnago. Мог ли представить юный подмастерье 
в магазине Данте Фумагалли, что он станет самым известным итальянским 
производителем велосипедов в мире? Colnago - это, возможно, самый 
популярный бренд среди профессиональных гонщиков всех уровней. 
Достаточно открыть любой выпуск VeloNews или ProCycling.  
Рамы по-прежнему делают в Италии, за исключением трех алюминиевых 
моделей начального уровня, которые делают в Тайване (скорее всего, 
на заводах Giant) и карбоновой модели CLX. 
 De Rosa. Вместе с Colnago и Pinarello, эта 
компания входит в большую тройку главных итальянских производителей. 
Уго Де Роза и его сыновья делают рамы уже более 50 лет. Насколько 
мне известно, все велосипеды делаются в Италии. 
 Ducati. По лицензионному соглашению, велосипедами 
Ducati занимается Bianchi. По моим данным рамы делаются в Азии, 
финальная сборка велосипедов происходит в Тревильо.  
Felt. Компания основана гуру мотокросса Джимом 
Фелтом. Вся линейка производится в Азии.  
Fisher. Гари Фишер, это крестный отец горного 
велосипеда. После попыток самостоятельно управления компанией, 
бренд был продан Trek. Гари по-прежнему принимает участие в проектировании 
и продвижении марки. Велосипеды Fisher делаются в Азии, за исключением 
полноподвесных моделей. Последние производятся в Висконсине, США, 
Fuji. Маркой Fuji владеет крупный OEM производитель 
Ideal (наряду с Giant и Merida входит в группу крупнейших велозаводов 
Тайваня). Карбоновые рамы делаются на мощностях китайского производителя 
Topkey. 
 
Giant. Скорее всего, вы хоть раз в жизни ездили 
на велосипеде сделанном этой компанией и даже об этом не подозревали. 
Giant- это крупнейший в мире тайваньский производитель велосипедов 
с фабриками, расположенными в Тайване, Китае и Европе. Компания 
основана в 1972 году, производит велосипеды под своей маркой и 
для множества сторонних брендов. Что уникально для индустрии, 
компания обладает мощностями, как для производства алюминиевых 
рам, так и карбоновых. Большинство прочих брендов при создании 
карбоновых рам вынуждены прибегать к помощи таких компаний как 
Advanced или Martec.  
Помимо велосипедов под своей торговой маркой, на заводах Giant 
делается продукция для Trek, Specialized, Schwinn, Bianchi и прочих 
брендов. По утверждению компании, на заводах Giant установлено 
самое технически продвинутое оборудование в индустрии. Интересный 
факт. Giant владеет 30% акций компании Taiwan Hodaka, которая, 
в свою очередь, является поставщиком таких марок как Bianchi. 
 
Haro. Калифорнийский производитель BMX, начавший 
свою деятельность в 1977 году под руководством Боба Харо. Владеет 
брендом Masi. Вся продукция производится в Азии. Основной поставщик- 
компания Kenstone, чьи заводы расположены в Тайване и Китае.  
Jamis. Домашний бренд крупной оптовой компании 
G. Joannou Cycle, дистрибьютора велосипедов и компонентов на рынок 
США. Велосипеды проектируются в Штатах, а производятся в Азии. 
 
Kestrel. Один из первых производителей карбоновых 
монококовых рам в мире с 1986 года. В начале истории компании, 
рамы делались в Калифорнии. В последние годы, производство переехало 
в Азию. По всей видимости, рамы делаются на заводах Martec. 
Kona. Калифорнийская компания с производственным циклом в Азии. 
Kona основана в 1988 году, по размеру сопоставима с Marin. Основные 
поставщики тайваньские Fairly и Hodaka.  
 Kuota. Рамы производятся в Тайване на заводах 
Martec вместе с рамами Kestrel. Бренд создан итальянским производителем 
компонентов Sintema. Sintema занимается проектированием, размещает 
заказы в Азии и активно продвигает продукцию на рынках США, Западной 
Европы и Австралии. Бренд набрал популярность за весьма короткое 
время.  
 LeMond. Грег ЛеМонд был первым американцем, 
который выиграл Тур де Франс в 1986 году. Позже он добился победы 
в 1989, 1990, три раза становился победителем ЧМ и тура ДюПон. 
Карьера гонщика закончилась после свинцового отравления во время 
происшествия на охоте. Первые велосипеды LeMond делались Роберто 
Билатто в Италии, дистрибьюцией занималась ныне несуществующая 
компания Ten Speed Drive Imports. Рамы Билатто в данный момент 
объект коллекционирования. 
После попытки управлять компанией самостоятельно, LeMond продал 
свой бренд компании Trek. Велосипеды производятся в Азии, за исключением 
главной линейки карбоновых рам, построенных по технологии OCLV. 
Последние делают в Висконсине.  
Примечательный факт, что LeMond участвовал в проектировании 
первого аэродинамического руля со Scott, который помог ему одержать 
неожиданную и зрелищную победу на Туре 1989 года. 
Litespeed. В 80х компания была одним из первых 
производителей титановых рам. С ростом репутации, к компании стало 
обращаться все большее количество известных брендов для изготовления 
титановых рам. Среди них были замечены: DeRosa, Merckx, Basso, 
LeMond, Tommassini и другие. 
В какой-то момент компания считалась крупнейшим в мире производителем 
Hi-End велосипедов. Все велосипеды, включая те, что выходят с 
домашним логотипом Merlin, делаются в Теннеси. Исключением была 
карбоновая Pavia. Рамы бренда Quintana Roo, которым также владеет 
Litespeed, делаются в Азии. 
 Look. Французский производитель, рамы делаются 
во Франции, ЮАР, восточной Европе и Азии.  
Marin. Небольшая калифорнийская компания с 
продукцией сделанной в Азии. Исключение составляют несколько Hi-End 
моделей. Основные поставщики A-Pro, Fairly и Sunrise. 
 Masi. По моему мнению, Фальеро Мази был «дедушкой» 
и источником вдохновения всех известных итальянских производителей, 
как Эрнесто Кольнаго. Фальеро продал свою компанию американцам 
в начале 70х. С тех пор компания сменила нескольких владельцев, 
включая Schwinn. В настоящий момент, как я упомянул выше, компанией 
владеет Haro, производство рам в Азии.  
Сын Мази, Альберто, по-прежнему делает hand-made рамы в тени 
миланского велодрома Vigorelli. К сожалению, по патентным причинам 
он не может использовать для своей продукции логотип Masi. В США, 
его продукция продается под маркой «Milano». 
 Merlin – см. Litespeed. 
Olmo. Один из самых заметных итальянских брендов. 
Традиционно, рамы Olmo делают в Италии. У меня нет информации, 
делают ли какие-либо рамы Olmo в Азии.  
Orbea. Один из двух крупнейших испанских производителей 
велосипедов. В какой-то мере, это испанская версия Trek или Schwinn. 
Велосипеды делаются в Испании и Азии. Hi-End карбоновые рамы делают 
в Азии и красят в Испании. 
Процитируем «Bicycle Retailer and Industry News»: 
«Алюминиевые рамы Orbea производятся на территории Испании. 
Карбоновые рамы, которые сейчас составляют половину модельного 
ряда Orbea, делаются на заводах китайской компании Martec.  
Однако, в отличие от многих производителей, которые ограничиваются 
покупкой готовых рам, спроектированных заводом, Orbea выполняет 
полный предварительный цикл разработки, дизайна и прототипирования 
в своих лабораториях. Только затем, формы для рам вместе с образцами 
и техническими инструкциями отправляются производителям в Китай. 
 
Хосеба Аризага (директор по маркетингу Orbea): “Мы сохраняем 
и развиваем собственные наработки по работе с карбоновым волокном 
и композитными материалами а затем, находим производителя, который 
может сделать в точности то, что мы от него требуем. Мы делаем 
формы, первые рамы и все остальное прямо здесь, в Orbea. После 
того, как все готово для массового производства, мы отправляем 
инструкции в Азию»». 
 
Pinarello. Один из трех крупнейших итальянских 
производителей топовых рам с 50х годов. В настоящий момент некоторые 
рамы делаются в Тайване, включая алюминиевую модель Galileo. Я 
не могу подтвердить, но по слухам и карбоновые рамы делаются в 
Азии, а в Италии лишь происходит финальная сборка и покраска. 
 
Raleigh. Компания была куплена несколько лет 
назад у британского владельца, командой американских управляющих 
во главе с Биллом Остином (бывший управляющий Murray). Штаб-квартира 
в Кенте, округ Вашингтон, производство в Азии. Основные поставщики 
Kinesis и A-Pro.  
Schwinn. Долгое время Schwinn был крупнейшим 
производителем велосипедов в США. Все велосипеды до конца 80х 
годов делались также в Америке. 
В 1985 году менеджеры Schwinn неосторожно посчитали горные 
велосипеды «временной забавой». После двух банкротств, компания 
перешла во владение Pacific Cycles, которая владеет такими брендами 
как GT, Mongoose, Pacific и многими другими. Штаб-квартира компании 
расположена в городе Мэдисон, Висконсин. 
Под управлением Pacific, Schwinn вернулся на рынок. В настоящий 
момент группа является крупнейшим продавцом велосипедов в Северной 
Америке, хотя стоит отметить, что большинство брендов Pacific 
продаются в таких супермаркетах, как WalMart, Target и т.д. Основным 
производителем Schwinn для американского рынка являются заводы 
Giant. 
Scott USA. История компании началась в 1958 
году, когда Эд Скотт спроектировал первую алюминиевую палку для 
лыжников. Велосипедами компания занялась в 80х годах.  
В конечном счете, компания оставила американский рынок и сосредоточилась 
на европейском рынке, где в настоящий момент и размещается штаб-квартира 
компании. 
После нескольких лет отсутствия, компания вернулась в США где 
начала экспансию на рынок под управлением бывшего менеджера Cannondale 
Scott Montgomery. Штаб-квартира в Швейцарии, производство в Азии, 
основные поставщики Hodaka и Giant. 
 
Serotta. Небольшой американский производитель 
Hi-end велосипедов. Находится в прямой конкуренции с Seven и Waterford. 
Seven. «Номер 1» среди производителей кастомных 
велосипедов в Америке. Компания основана Робом Вандермарком в 
начале 1997 года. 
Перед основанием компании Роб работал главой отдела разработки 
компании Merlin. Отделившись, он решил делать свои титановые и 
стальные рамы с кастомными геометриями, без привычных дополнительных 
наценок и увеличенных сроков доставки. Все велосипеды делаются 
в Ватертауне, штат Массачусетс.  
 Specialized. Компания основана Майком Синьярдом 
в 1974 году. В настоящий момент компания имеет репутацию одного 
из лидеров индустрии. 
Несколько лет назад, тайваньская Merida купила главную долю 
в компании. Хотя штаб-квартира по-прежнему расположена в Калифорнии 
и управляется Майком, все велосипеды делаются в Азии. Основные 
поставщики: Merida, Ideal и Giant. 
 Time. Продукция Time, возможно самые «продвинутые» 
карбоновые рамы в мире. Все велосипеды, включая модели начального 
уровня, делаются во Франции. 
 
Trek. Сейчас тяжело в это поверить, но крупнейший велосипедный 
бренд США начинался в маленьком сарае. В 1976 году, Дик Бурк привлек 
инвестиции размером в $25000 и начал собственное производство 
рам в сарае в пригородах Мэдисона, Висконсин. Уже в 1980 Trek 
построили собственную фабрику. В настоящий момент за производство 
базовых и средних моделей отвечают азиатские производители.  
В 1992 году, Trek представила публике собственную технологию 
обработки карбона OCLV, которая до сих пор применяется при изготовлении 
топовых рам. Все рамы OCLV, шоссейные и горные, делаются в Ватерлоо, 
штат Висконсин. Карбоновые рамы серии 5000 (не OCLV) изготавливаются 
в Азии. 
Trek - это второй по размеру производитель велосипедов в мире 
после Giant. Компания известна тем, что продает свою продукцию 
только через велосипедные магазины и выстраивает долгосрочные 
отношения с дистрибьюторами. Компания по лицензии владеет такими 
брендами как Fischer, LeMond, Klein и Bontrager. 
 
Tommasini. Маленький итальянский производитель 
рам в Грозетто, Италия. Размер сопоставим с Seven или Waterford. 
Большая часть продукции идет на экспорт, где крупнейший рынок 
это США, Германия и Япония. 
Waterford. Крупнейший американский производитель 
кастомных стальных рам. Вся продукция делается в городе Ватерфорд, 
штат Висконсин.  
 |