открыты с 2004 года

Совсем недавно

Реклама на Бироте


Статьи

Технологии, изменившие Tour De France (часть 3, окончание)
15 июня 2007

начало статьи..

Было бы вздором утверждать, что за последующие четверть столетия в велосипедостроении ничего не изменилось, но, по правде говоря, изменения эти, затрагивавшие все узлы и компоненты шоссейного велосипеда, носят характер улучшения и совершенствования, а не инноваций. Количество скоростей постепенно росло, посадка гонщика становилась все более низкой и вытянутой, а велосипеды становились легче. Единственные заметные новости в то время были от Кампаньоло. Добавив в свою линейку комбинированные тормозные рукоятки, фирма Винченцо стала первым производителем предлагавшим полный набор оборудования для шоссейного велосипеда.


Хотя Луи Окана и приехал к финишу Тура 73 года на титановой раме, этот материал так и не стал основным материалом для производства рам. С учетом появления карбона, судя по всему, титан так и останется экзотикой.

Стоит отметить и эксперименты с материалом рам. В 1973 году испанец Луи Окана (Louis Ocana) на титановой раме от концерна British Speedwell выиграл Тур со значительным отрывом от легендарного Эдди Меркса. Однако, его победа мало повлияла на продвижение титана, как возможной замены стали в профессиональном велоспорте.

Сила ветра и педалей
Новые многообещающие идеи стали приносить плоды в 1980 году., когда Бернард Хино (Bernard Hinault) выиграл пролог тура на велосипеде Gitan построенном с учетом аэродинамики. Плоские спицы, зализанная рулевая труба со скрытыми кабелями: все усилия для уменьшения сопротивления ветра.


Прошло 20 лет, а принцип действия педалей Look остался прежним. Изменился лишь материал (конечно, сегодня это карбон) и тип шипа.

Изобретение которое действительно расшевелило велоконструкторов того времени, были контактные педали Look. Они были придуманы Жаном Бейлом (Jean Beyl) и доведены до ума Бернардом Хино на туре 1985. Нельзя сказать что они сильно повлияли на его скорость, но его победа на самой престижной гонке мира доказала, что в использовании контакты как минимум не менее надежны чем туклипсы. Очевидные плюсы: комфортней, безопасней и более удобны для отсоединения. Всего пять лет и большой велоспорт забыл про туклипсы, полностью перейдя на контактную обувь!

Если несколько передач это хорошо, то почему еще несколько не будет лучше? Семискоростные трещотки дебютировали в 1979 году и были значительно лучше на горных этапах Тура, чем классические шестискоростные. Больше звезд, меньше провалов в нагрузке при переключении скоростей. По этой причине рост звезд на кассете не заставил себя ждать. Восемь, девять и теперь уже 10 звезд. Хотя тенденция стала меняться. Если раньше новая звезда заполняла пробелы в диапазоне кассеты (скажем 11,12, 14, 15, 16, 17 - изобретаем место для звезды 13), то теперь новые звезды расширяют диапазон (+18,19,20), что так необходимо в горах.

Первые комборукоятки увидели свет в 1991 году. Это было настолько значительное изобретение, что такие монстры как Mavic, имевшие к тому времени для гонщиков полные сеты оборудования, просто вылетели с рынка, оставив к новому тысячелетию нишу профессиональных трансмиссий за Шимано и Кампаньоло. Возможность легкого переключения передач, расширившийся диапазон скоростей и покрытие современных дорог, которое эволюционировало вместе с туром, также повлияли на скорость Тура. Отнесем к плюсам и новые методики тренировки, медицинские препараты, измерители энергии и мониторы сердечного ритма.


Попытка Mavic вернуться на рынок трансмиссий произошла в конце 90х. Революционная идея провалилась: полностью электронная шоссейная трансмиссия, к сожалению, была слишком сырой и ненадежной. Сейчас, кроме колес Mavic производит тормоза и цепи.

Недолгий век алюминиевых рам с точечной сваркой, начавшийся в профессиональном велоспорте в 1996 году с победой Бьорна Риса (Bjorn Riis), закончился через три года, с победой Лэнса Армстронга на карбоновом Треке в 1999 году. Карбон, который можно найти на любой детали велосипедов Тура, позволил конструкторам упереться в весовой рубеж велосипеда 6.8 килограмм, установленный UCI, при этом значительно увеличив жесткость компонентов, что так важно для эффективной передачи энергии. Доходит до казусов, когда штатные, поставленные гонщикам с завода велосипеды приходится утежелять, чтобы втиснуть их в весовые рамки!

Как это часто бывает на Туре, технологии опять остановлены официальными запретами, но как мы теперь знаем из истории, рано или поздно, нынешние ограничения, наконец будут сняты, и велосипед Тура, опять окажется на острие технологий.

Источник: Pyrenees Passion, Wiki, Richard Hallett (Cycling Plus), The Road Cycle, Classic Rendezvous, перевод и дополнения Даниил Кузнецов
Обсуждение на форуме: какая технология перевернула велоспорт?





Сервисные руководства
DT Swiss
Shimano
Marzocchi
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Rock Shox
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Formula
Hope
в самое ближайшее время!
Magura
Далее по списку в порядке пополнения

Технологии


Œ
Тексты Инструкции Фотоистория Архив велокаталогов Ремонт велосипедов Велоинтернет О сайте Форум Œ
© Birota 2002-2007
Пишите по всем вопросам
Яндекс цитирования ????????????? ?????? VVV.RU Rambler's Top100