открыты с 2004 года

Совсем недавно

Фотоистория

Реклама на Бироте


Статьи

10 велособытий уходящего десятилетия (часть 2)
27 декабря 2010

 

1001 стандарт
Велорынок, в отличие от автомобильного, недвижимости и пр. претерпел крайне незначительную корректировку во время глобального экономического кризиса. Непрерывный рост продаж и открытие маркетологами новых ниш, привели к рождению небывалого за последние 100 лет количества разнообразных стандартов.

Больше всех за неразбериху мы обязаны MTB и его многочисленным экстремальным отпрыскам. Только в каталоге Shimano, количество MTB трансмиссий классом выше Acera выросло с 6 до 10+ и путаницы добавляет еще тот факт, что на рынке присутствуют 9 и 10 скоростные группы с одинаковыми названиями.

Желание стихийных альянсов производителей ввести на рынок свой стандарт и получать простые деньги за лицензирование понятно, но в результате в МТБ остались единицы действительно общепризнанных стандартов, которые едины для всех производителей: речь идет о способе зацепления клинчерной покрышки в ободе, видах головки тросов (переключение - тормоз), и почти неизменном стандарте крепления седла к замку подседельного штыря. Пожалуй, это все. Все остальное, от тормозных колодок и видов крепления тормоза, до ширины втулок или каретки, требует перед покупкой тщательного изучения вопроса по форумам и сайтам производителей.

Городские программы продвижения велосипеда
Одно из мест решено было отдать тенденции, которая практически незаметна на территории ex-USSR. Крупнейшие города мира стали ориентировать дорожную сеть для велосипедистов. Если понятие велодорожка встречается на карте любого европейского города, то власти Нью-Йорка в 1997 году поставили цель еще дальше и изменили за последние десятилетие в угоду велосипедам ПДД, не говоря уже о дорожной разметке, правилах проезда через перекрестки, наделив велосипедистов рядом преимуществ, ввели обучающие программы, построили новые велодорожки (длина городской сети больше 1400 км) и оснастили город муниципальными велопарковками. Результатами этих масштабных изменений (которые еще даже не близки к концу) уже стал фантастический рост количества велосипедистов на улицах города. С 2005 года количество людей выезжающих на велосипеде в город удвоилось и достигло почти 500 000 человек. Вы считаете, что внедрение велодорожек решит вопрос интеграции велосипеда в городах России? Почитайте, что по этому думали власти Нью-Йорка.

Второй заметной чертой крупных мегаполисов стала система почасовой аренды велосипедов в городской черте, которая с переменным успехом была развернута в крупнейших городах мира. Здесь стоит оговориться, что первые городские пункты велопроката появлялись в 60х годах, но действительно работающей схеме, которая послужила моделью для всех остальных, мы обязаны французам.

С момента внедрения в 2005 году Velo'V в Лионе, всего за год городской велотрафик вырос в 5 раз, а модель аренды напичканного электроникой велосипеда по индивидуальным картам доказала свою жизнеспособность. Когда эту систему с успехом внедрил Париж (20 000 велосипедов, 1450 станций), скепсис пропал и за идею ухватились практически все крупные города мира, от Пекина и Лондона, до Нью-Йорка и Монреаля. Системы аренды велосипедов на пике популярности, но их будущее, вопрос следующего десятилетия. Завершим простой статистикой: из 20 000 велосипедов парижской системы Velib, за два года 8000 было украдено (в Африку и Восточную Европу) и еще 8000 уничтожено вандалами.

Телеметрия и тренировки
Чем больше денег вложено в спортсмена, тем большей отдачи от него требуют спонсоры. В результате, процесс тренировки и анализа состояния элитного спортсмена во время гонки в этом десятилетии претерпел гигантские изменения. По сути, современный атлет, это белковая машина, где задача тренера и техников максимизировать его энергетическую отдачу.

Элиту индивидуально продувают в аэродинамических трубах, отслеживают выход мощности в зависимости от графика тренировок и питания, мониторят в онлайн-режиме жизненные показатели во время гонки и по радиоканалу координируют командную тактику. С развитием электронных трансмиссий, можно ожидать, что выбор передачи станет в некоторых случаях задачей тренера, который ориентируясь на данные собираемые с датчиков и прогнозируемый запас энергии спортсмена будет подбирать оптимальный режим езды. Вопрос, что останется в итоге спортсмену?

Электронные трансмиссии
Единственное место в нашей выборке, которое было отдано авансом и только потому, что за дело взялся крупнейший производитель велокомпонентов в мире. Dura-Ace Di2 на рынке второй год, но уже очевидно, что трансмиссия лишена недостатков предшественников, а энтузиасты паяльника вовсю ставят ее на горные велосипеды.

Электроника, при всей своей внутренней сложности, на самом деле снижает частоту регулярного обслуживания велосипеда. Она просто работает, без подтяжки тросов, регулярной замены рубашек, тримминга и возни с тонкой регулировкой переключателей.

Уходящее десятилетие можно с уверенностью назвать временем рождения первых работающих профессиональных групп, где механический трос заменен проводом. Время появления XTR с электрической тягой? Максимум 2013 год, если переживем 2012:-)

Интернет и компьютер
Именно так. Как и во множестве прочих сфер нашей жизни, в веломире интернет произвел не меньший переворот. Самый популярный российский интернет-магазин находится в Англии, а последние новости профессионального велоспорта мы читаем на австралийском Cycling News.

Глобализация способствует закрытию розничных магазинов, снижению цен и дает возможность существовать многочисленным нишевым стандартам, поскольку теперь у нас есть возможность найти столь необходимую железку где-нибудь в тенессийской велолавке.

Клубы теперь могут не иметь муниципальной крыши, а лишь форум и доменное имя, вся подготовка и регистрация в гонках происходит через интернет, а коллективный разум на форумах способен решить любые велопроблемы неофитов.

Подводя итоги
Любой выбор из лучших субъективен априори. Фанаты BMX спросят, почему в выборке нет BMX на олимпиаде, а хипстер в чулках, куда подевалась популярность фикседов. Наш же выбор обусловлен лишь значимостью для велокультуры в целом и отражает самые заметные глобальные тенденции. Каждый волен составить свой список на нашем форуме:-)

Что ожидает индустрию в следующем десятилетии, остается только гадать. Список фаворитов в настоящий момент представляется следующим.

  • Удешевление и распространение коммьютеров на гибридной тяге.
  • Электронная трансмиссия доступная реальность, начиная с велосипедов от 1000 баксов.
  • Продолжение процесса по снижению среднего веса велосипеда. В концу десятилетия то, что мы называем средним сегментом в шоссе весит не больше 6 килограмм, хардтейлы MTB среднего класса массово до 8 килограмм.
  • Дальнейшее распространение композитных материалов, возможно появление первых гибридных композитов с графеном. Снижение доли ручного труда при производстве композитных компонентов.
  • Миграция ручного производства из Тайваня и Китая, в Малайзию, Вьетнам и Африку.
  • Эксперименты по электронной интеграции трансмиссии, эргометров и подвески. Передача будет подбираться исходя из физического состояния спортсменов, регулировка амортизаторов исходя из фактической скорости, выбранного режима работы и веса велосипедиста.
  • Дальнейшее вымирание значимости гаражных брендов на рынке, продолжение процесса поглощения крупными концернами брендов среднего звена.
  • Усиление роли Китая как рынка, чьи запросы формируют индустрию в целом, появление китайских брендов приличного качества.
  • Диски окончательно победят ободные тормоза на всех типах велосипедов с классической трансмиссией.
  • Все забудут про фикседы:-).
  • 29" либо станет основным стандартом в спортивном мужском MTB, либо вернется назад, как нишевое решение для энтузиастов. Учитывая средний рост азиата и количество женщин на велосипедах, 26" своих позиций уже не уступит.
  • Появление "независимой" от UCI спортивной федерации, спонсируемой производителями новой волны (связка SRAM + Армстронг здесь представляется вполне жизнеспособным локомотивом) и такими брендами, как Red Bull. Федерация будет предлагать значительно более мягкий режим контроля над соревнованиями, велосипедистами, допингом и железом. Если к ассоциации присоединится ASO, UCI впервые за 100 лет начнет терять реальный контроль над развитием велоиндустрии.
  • Генный допинг среди элиты потребует пересмотра регламентов WADA и поставит понятие "борьба с допингом" под угрозу.
  • Ваши варианты?

Источник
: Даниил Кузнецов для birota.ru




Сервисные руководства
DT Swiss
Shimano
Marzocchi
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Rock Shox
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Formula
Hope
в самое ближайшее время!
Magura
Далее по списку в порядке пополнения

Технологии


Œ
Тексты Инструкции Фотоистория Архив велокаталогов Ремонт велосипедов Велоинтернет О сайте Форум Œ
© Birota 2002-2007
Пишите по всем вопросам
Яндекс цитирования ????????????? ?????? VVV.RU Rambler's Top100