открыты с 2004 года

Совсем недавно

Фотоистория

Реклама на Бироте


Статьи

Мнение: Трансмиссия DYNA-SYS (3х10) Shimano
7 февраля 2011
Лишняя звезда, только не на мундире (погоне), а на кассете, это хорошо или очень хорошо? Откуда, спрашивается посмотреть.

Нет сомнений, что новинки, что с пылу и с жару по началу стоят дороже. Ничего не попишешь, инновации приходится окупать. Правда, через сезон, другой цены сглаживаются и съеживаются и не кажутся такими обескураживающими. Обратно же, и техника требует обновления: цепь обычно нужна поуже, и емкость заднего переклюка побольше, если большая звезда на кассете зашкаливает. И манетка соответствующая, а то лишние передачи терять, - совсем обидно! Но с этим не так уж трудно смириться, если представить сладостную картину, как выезжаешь весной под радостным солнышком, весь из себя. О! – говорят знакомые байкеры, у тебя, все новое, и сколько скоростей!? Чуток помедлив, отвечаешь, и все падают. Навзничь. Cупер!

Но важнее всего, конечно сопротивление материала – человеческого. Его, как некоторые говорят, бессмертной души. Как выяснилось, душа то, не дается. Прикипела к старому, знакомому, родному и уютному, и ни в какую! Когда на кассете появилась девятая по счету звезда, а было это, дай бог памяти, аж в 1998г. И МТВ трансмиссия тогда поимела уже 3х9=27 передач, сколько изверглось криков, толков и пересудов. Мол, зачем сие надо, мол, нам и 24 передачи, незнаем, куда девать. И, мол, цепи тонкие, рваться будут только так, и износ будет катастрофический и на системе узкая цепь начнет соскакивать или, хуже того, закусывать, напрочь.

Но самой главной страшилкой была грязь. Мол, покатишь в темный лес, по грунтам и болотам на 27 передачах, и забьет грязюка цепь и кассету, и не вернешься. А если на 24 покатишь, то может и вернешься. И как сейчас помню - известный журнал МТВ Action опубликовал даже обстоятельную статью как проще и дешевле обратно перековывать из 27 передач 24. Так некогда считал и я. И с тщеславным удовольствием рассекал на 8-ми звездочной кассете, а зимой, для вящей экономии, ставил иногда 7-ми звездочную.

Но, несколько лет назад установил-таки, трансмиссию 3х9, Shimano. И что? Да ничего, - все страшилки быстро и незаметно ушли в песок, как им и положено. Только возможностей прибавилось. И вот, из-за горизонта появилась новая трансмиссия DYNA-SYS (3х10) и сразу возник старый вопрос. А стоит ли множить звезды на велосипедном небосклоне без необходимости? Горный велосипед все-таки, не шоссейный, а грунт это не асфальт. И снова запорхали на черных крылышках давно позабытые страшилки. И местами, хотелось их убить, дабы не мешали, пусть даже из рогатки.

А может, необходимость все же была? Не зря же люди столько лет думали, старались, строили. А не просто взяла и добавилась одна звезда. И вот, появилась возможность обкатать, проверить, протестить новую трансмиссию DYNA-SYS.

Для справки.
Состав трансмиссии DYNA-SYS _XT:
Система - FC-M770-10 HOLLOWTECH II , 175мм, 42Т (алюминиевый сплав)-32Т (карбон и стальной венец)-24T (алюминиевый сплав), Задний переключатель - RD-M773-SGS SHADOW, Передний переключатель с нижней тягой - FD-M771-10, Манетка (шифтер) правая - SL-M770-10/R RAPIDFIRE PLUS (двухсторонний сброс), Кассета - CS-M771-10, набор: 11-13-15-17-19-21-24-28-32-36T Звезды смонтированы на двух алюминиевых "пауках" по 3 звезды на каждом, 10-скоростная цепь - CN-HG94 HG-X. Цепь не симметрична и покрыта цинковым сплавом.

Диапазон передач DYNA-SYS (3х10) при составе ведущих звезд 42Т-32Т-24Т и ведомых 11Т-36Т составляет 573%. Для сравнения, диапазон передач трансмиссии 3х9, система 44Т-32Т-22Т, кассета 11Т-32Т составляет 581%, а если кассета имеет набор11Т-34Т, то 618%.


Тест
Начинать обкатку новой трансмиссии зимой совсем не просто. Нет родных и привычных грязей разного вида и цвета, нет рыхлых грунтов и песка, нет, наконец, тепла. Зато есть мороз разной крепости, снежная каша под колесами, мокрый снег в оттепель и благословенные реагенты – тоже не мало. Дабы ещё более усугубить ситуацию, было принято волевое решение трансмиссию не чистить и не мыть категорически. Только цепь смазывать и изредка протирать ветошью, кроме одного момента, о коем будет сказано ниже. Новая сверх узкая цепь CN-HG94 HG-X вызывала наибольший интерес и опасения.

Она легкая, ажурная и асимметрична: её левая, внутренняя пластина заточена под перемещения по звездам кассеты, а правая, внешняя пластина по звездам системы. Причем, специальные фаски на пластинах цепи помогают зачищать и сбрасывать грязь. Кассета, получившая на грудь ещё одну звезду 36Т, обновила форму зубьев.

На системе в первую очередь бросается в глаза внутренняя сторона большой и средней звезд. Всякие, понимаешь, зубцы, скосы, пандусы – не меряно. Дабы цепь мгновенно поднималась и сбрасывалась, по первому клику, нет, не мышки – манетки. Уменьшение диапазона передаточных отношений DYNA-SYS (42Т-32Т-24Т) вместо прежних (44Т-32Т-22Т) должна положительно влиять на стабильность и надежность трансмиссии при переключении передач – цепь должна реже соскакивать.

У меня, за все время тестирования, цепь ни разу не соскочила под нагрузкой и при переключении. Ни разу система и передний переклюк не пытались её закусить. Ни разу не пришлось заниматься дополнительными регулировками переключателей. Троса как были выставлены и натянуты в начале, так и оставались в этом состоянии при любой температуре. Переключения с большой тягой, когда вкатываешь вверх или выгребаешь из снега, не вызывали проблем, - цепь недовольно пощелкивает под напругой, но уверенно переходит со звезды на звезду.

Грязь, кстати, не так сложно оказалась разыскать. После ледяного дождя, московские власти бросили экономить и начали сыпать реагенты повсюду, как простую копеечную соль. А реагенты эти, крайне агрессивны и злы. На блестящую и смазанную с утра цепь уже вечером бывает страшно смотреть. Черная или бурая, если с ржавчиной, липкая грязь на цепи, - это, как известно, реагент плюс индустриальная пыль всей страны. В смысле мегаполиса. А если новую HG-X цепь не мыть и не чистить, что будет? Сказано, сделано.

День проходит, второй, третий… все нормально, переключает. А цепь потихоньку зарастает. Только дней через двадцать, когда картошку уже можно было сажать, проявились некоторые нечеткости в работе. После этого опыта, беспокоится о цепи, совсем перестал. Раза три в неделю обильно смазываю, протираю тряпочкой и, практически, все. На кассету, систему и переклюки не обращаю внимания в принципе, и они тоже не обращают своего внимания, просто работают.

Задний переключатель DYNA-SYS - RD-M773-SGS SHADOW по своим размерам отличается от предыдущей, 9-скоростной версии и оптимизирован для работы с 10-скортными манеткой и кассетой. Технология называется «Long Arm» – «Длинная рука», то есть, увеличились: линк и лапка, зато уменьшилось натяжение троса. Как бы там ни было, он гоняет цепь по кассете вверх и вниз, легко и четко, без проблем забираясь на самую большую - 36Т.

Что ещё нужно зимнему байкеру, который точно знает, что бесступенчатые вариаторы будут не скоро; шариковые NuVinci – когда ещё станут массовыми? Вот, например, «гладкий» массив скоростей, в смысле передач, а 3х10=30 это совсем не мало, - и это, по-нашему. А раз так, значит, стало больше возможностей для удачного подбора каденса и нагрузки на педали и сохранения самого ценного, что у нас есть - коленей.

Раз диапазон передаточных отношений системы: 42Т-24Т, вместо 44Т-22Т стал меньше, то теперь трансмиссия стала более дружелюбна к велосипедам с задней подвеской. Но, имея только хардтейл, увы, не смог воспользоваться таким счастливым случаем. Зато, обратил внимание, что чаще стал использовать сочетание 42Т (система) – 11Т (кассета) если ехать по ровному.

При вкручивании в гору, сочетание 24Т – 36Т, это почти то же самое, что 22Т – 34Т в прежней версии трансмиссии. Тяга примерно такая же. Но крайне интересно будет попробовать сочетание 22Т – 36Т в, каком ни будь грязевом походе.
Имея теперь впереди среднюю долгоиграющую звезду 32Т со стальным венцом и плотный набор в середине кассеты (практически через зуб) плюс полноразмерную заднюю звезду 36Т, стало удобнее перемещаться по московским заснеженным холмам, коих на самом деле, не 7, а скорее 77 или, даже 777. Впрочем, точно не считал.
Легче стало подобрать себе подходящий каденс и поддерживать, не слишком утомляясь, приемлемую среднюю скорость. И меньше переживать, что средняя звезда быстро скушается под нагрузкой и придется её менять. Кстати, чаще всего налегке, езжу, не очень часто, если только специально погонять и потренироваться. Обычно, тащу какой ни, будь полезный груз – от 5 до 15кг.
В конце декабря поехал по рабочим делам и случайно попал под ледяной дождь. Вымок, признаюсь, но доехал и вернулся без потерь. В процессе, началось обледенение шатунов и переключателей, но старался не останавливаться, дабы не прихватило цепь – пронесло.

Продолжая крутить педали с трансмиссией DYNA-SYS, практически каждый день, могу кратко обобщить.

Детских болезней, что бывает иногда с новыми железками, не замечено. Все работает, как положено и эмоции вызывает только положительные.

Передняя звезда 42Т и задняя, десятая по счету, 36Т - пошли явно в плюс и прибавили возможностей и комфорта. (Как уже понятно, сие слова не спортсмена - профессионала, а любителя, но со стажем.)

Передняя малая звезда 24Т вызвала некоторые смутные сомнения. Предпочтительней казалось иметь звезду 22Т. Но с другой стороны, тяга на низах 24Т – 36Т и 22Т – 34Т практически одинакова и небольшое уменьшение диапазона передач, зимой, в частности, не ощущается. Ну, а летом – будем посмотреть.

Правая манетка щелкает отчетливо, хотя мне показалось, что прямой ход рычага, когда идет переключение по кассете вверх, слегка затянут. Сброс быстрый и без проблем. Надежность и стабильность трансмиссии на уровне. За два месяца ежедневных поездок при разных погодах, дополнительно регулировать не пришлось, цепь не соскакивала, когда не надо и тщательно переключалась, когда было надо.

Кстати, о цепи. Несмотря на некоторую легковесность имиджа, цепь оказалась прочной и надежной. Да, ржавеет, что не удивительно. При таких-то реагентах, заржавеет все! Но к грязи относится индифферентно. Что там потом будет внутри цепи и как быстро случиться износ, посмотрю позже, когда закончиться её служба. Но внешнего загрязнения, как цепь, так и трансмиссия не боятся. Поэтому теплый сезон, ИМХО, можно будет без зазрения гонять по любым грунтам. Избегая, пожалуй, размокшей, вязкой глины. Где ни поможет уже ничего, кроме трактора Беларусь.

В общем и целом – весьма понравилось.

 


Источник
: Юрий Разин




Сервисные руководства
DT Swiss
Shimano
Marzocchi
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Rock Shox
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Formula
Hope
в самое ближайшее время!
Magura
Далее по списку в порядке пополнения

Технологии


Œ
Тексты Инструкции Фотоистория Архив велокаталогов Ремонт велосипедов Велоинтернет О сайте Форум Œ
© Birota 2002-2007
Пишите по всем вопросам
Яндекс цитирования ????????????? ?????? VVV.RU Rambler's Top100