открыты с 2004 года

Совсем недавно

Фотоистория

Реклама на Бироте


Статьи

Обзор и тест Mobiky Genius
27 июля 2011

Благодаря любезному предложению компании-дистрибьютора к нам в руки на тест попал наверно самый технически изощренный складной городской коммьютер: Mobiky Genius.

Поскольку тест затянулся на лишний месяц и много сотен километров и был проведен несколькими людьми, можно смело утверждать, что тест был максимально объективным, беспристрастным и честным:-)

Конструктивно
Велосипед Mobiky Genius впервые вышел на рынок относительно недавно, в 2005 году. В отличие от многих мертвых попыток представить свой концепт рынку, в первый же год продаж небольшой компании из Северной Нормандии удалось реализовать порядка 10 000 экземпляров этого велосипеда, после чего, успешно расширить рынок сбыта на США и Азию и увеличить количество модификаций. В настоящий момент модельный ряд состоит из 7 велосипедов, от механических односкоростных, до с вспомогательным электрическим двигателем. По заверению разработчиков, все велосипеды производятся и собираются во Франции, что, в настоящий момент, большая редкость для велорынка.

На тест нам была предоставлена средняя в линейке модель Mobiky Louis , с 12" колесами и трехскоростной планетарной втулкой. Для обзора была намерено выбрана модель с пробегом, что позволило оценить влияние необычной конструкции на износ велосипеда и более наглядно выявить недостатки или преимущества.

Главным отличием Mobiky, от, наверное, любых распространенных складных велосипедов на рынке, это рама. Ее жесткость и работа зависит в первую очередь от гравитации и веса велосипедиста, а не жесткости скрепления элементов, как на Strida или Brompton. Передний треугольник заменен параллелограммом, а задние перья свободно ходят в вертикальной плоскости на несколько миллиметров. Это особенно заметно, если Mobiky приподнять и отпустить - многочисленные шарниры громко лязгают. Разложенная рама фиксируется от обратного складывания, как это будет видно чуть ниже, небольшим механическим замком, который, скорее является поддерживающим элементов подседельной трубы, чем реальным фиксирующим механизмом.

Вес велосипеда, почти 13.5 килограммов. Суммарно, в раме насчитывается ДЕВЯТЬ шарниров и 4 телескопических элемента. Такое количество соединений однозначно снижает жесткость любой конструкции, что было понятно и без теста, вопрос до первой поездки был только в том, насколько это приемлемо.

Подседельная труба является одновременно замком, удерживающим раму в сложенном положении и состоит из трех труб с двумя эксцентриками. Даже при малой нагрузке заметен сильный изгиб назад, что позволяет до определенной степени амортизировать на мелких ухабах. Верхняя труба не имеет фиксатора и резким движением просто вынимается из нижнего звена.

12" колеса построены по классической спицевой схеме, втулки JoyTech на 28 спиц. Однако, малый диаметр колеса привел к тому, что место соединения ниппеля и спицы находится под очень сильным углом. Поломка спицы, если судить по отзывам на сайтах в крупных магазинах, довольно частая проблема. Сломана спица была и на нашем тестовом экземпляре. Справедливости ради, стоит отметить, что потеря одной спицы на работу велосипеда не влияет. Еще один недостаток, положение ниппеля. Насосом с большой универсальной головкой накачать колесо довольно затруднительно, поскольку штатная камера оснащена довольно коротким автомобильным ниппелем и насос банально с трудом проходит через спицы. Колеса удерживаются гайкой, заднее колесо закреплено в горизонтальных дропаутах (для регулировки натяжения цепи) и, вдобавок, пластиной тормоза. Замена задней покрышки процедура крайне грязная и утомительная.

Тормозная система смешанного типа, передний тормоз дисковый, а задний, барабанный Shimano Nexus Inter 3, интегрированный в планетарную втулку. Покрышки Kenda с маркировкой 203x62 и странным, фиксированным значением оптимального давления: 2.5 атмосферы. Забегая вперед: увеличение давление до 3.5 заметно улучшает ходовые характеристики велосипеда.

Рулевая колонка также телескопическая, максимальная высота дополнительной секции 30 сантиметров. Узел в разложенном состоянии не люфтит, но чрезвычайно гибок. Механизм руля, где каждая рукоятка удерживается небольшой подпружиненной осью со шляпкой, оригинален, но каждая рукоятка имеет заметный люфт в вертикальной плоскости. Ширина руля 58см, на руле установлены неопреновые грипсы, простые механические тормозные рукоятки Tektro и, с правой стороны, трехскоростной грипшифт Нексус.

Привод у велосипеда цепной, шатуны привычные 175мм. Как видно на фотографиях, в трансмиссию вклинивается вал, который повышает передаточное число, у велосипеда две цепи.

В сложенном виде велосипед неожиданно компактен, наверное, можно назвать лидером для своего класса. В основании базы встроена ручка для переноски, человек среднего роста может поднять велосипед просто взявшись за ручку и выпрямив ноги. В разложенном положении велосипед удерживается оригинальной подножкой, в сложенном виде, его придется прислонить к стенке.

Вся процедура сборки-разборки, несмотря на количество подвижных элементов, при желании займет около 15 секунд лихорадочных движений. Процесс превращения небольшого прямоугольника в полноценный велосипед, надо сказать, впечатляет.

Несомненным плюсом велосипеда является то, что большая часть механики, от каретки, до трансмиссии и тормозной системы, в принципе стандартного типа и может быть отремонтирована в любой веломастерской.

В деле
Известный на нашем форуме велоперфекционист Алексей Жумыкин(aka Alzium) согласился разделить ответственность и провести свой, интенсивный тест городского коммьютера. Разделим повествование на две части.

Самое-самое сильное мое впечатление от первых 100 метров: велосипед ведет себя именно так, как и должен вести велосипед. В отличие от Стриды, с необычной развесовкой и исключительно чувствительным рулем, Мобики сразу привычен, развесовка понятна, а практически вертикальная рулевая колонка снижает случайные виляния велосипеда. Посадка на велосипеде строго горизонтальная, руки лишь придерживают руль.

Второе главное ощущение: как и требовалось ожидать, многочисленные сочленения рамы в езде очень заметны. При резком ускорении или вообще скоростной езде велосипед начинает просто плыть: гибкий подседельный штырь, рулевая труба, все шарниры рамы чуть-чуть дают слабину. Первые несколько километров это заметно напрягает, ощущение ненадежности усиливается со скоростью, но, как и ко всему, довольно быстро начинаешь привыкать.

Поддерживать скорость на Mobiki немного тяжелее, чем на классическом велосипеде. Виной тому как малый диаметр колес, так и съедающий усилия люфт. По примерным замерам на хорошей дороге, с момента прекращения ускорения, MTB или шоссейный гибрид покрывает дистанцию примерно на 20% выше, чем Mobiki.

Динамика у велосипеда неплохая, но подобрать комфортную скорость крайне затруднительно. Мне показалось, что оптимальная скорость на этом велосипеде около 18 км/ч при довольно умеренном каденсе до 80 оборотов. Велосипед может ехать быстрее, но низкий накат и высокая посадка требует серьезных энергозатрат на поддержание высокой скорости. Поскольку велосипед относится к классу городских коммьютеров и предполагает езду в обычной одежде, ставить рекорды передвижения на нем без запасной рубашки не рекомендуется.

Разводка тормозных тросов имеет значительный инженерный дефект. Если, во время раскладывания велосипеда, передний тормозной трос с рубашкой лег на крючок под рулем, первый же поворот руля выдергивает рубашку из паза, а передний тормоз блокируется. Перелететь через руль с помощью тормоза при обычной езде сложно, но можно: поднять заднее колесо довольно тяжело, но если движение началось, скорее всего, вы уже на полпути к асфальту. Самих тормозов для такого велосипеда более чем достаточно, торможение уверенное.

Поскольку усилие прилагаемое на небольшое колесо довольно значительное, велосипед крайне требователен к хорошему дорожному покрытию. Заиленная лужа и размокший грунт на парковой дорожке злейший враг Мобики. Штатные крылья неплохо справляются с основным потоком воды в дождь, но по предлагаемому уровню грязевой защиты заметно ниже, чем жесткие полнопрофильные крылья или, даже, таковые у Стриды.

При езде по небольшим препятствиям, вроде ям или бордюров, велосипед заметно гремит. Поскольку та часть рамы, что удерживает заднее колесо имеет свободный ход, при съезде с препятствия раздается заметный лязг и велосипед проседает. Что-то подсказывает, что при должных затратах на инжиниринг в велосипед можно вставить однорычажную подвеску, рациональность, правда, подобной конструкции будет под сомнением, тем более, что у велосипеда нет переднего амортизатора.

Я подведу свои итоги. Как не крути, сравнение с конкурентами в своем классе напрашивается и в первую очередь, в качестве оппонента выступит хорошо знакомая Стрида. Техническая реализация и простота конструкции, конечно, остается за Стридой. У Мобики есть неоспоримое преимущество в серийности установленных компонентов: практически все элементы, от рулевой колонки и седла, до колес и каретки, продаются в любом приличном веломагазине.

Для регулярной езды на расстояния от 10 километров по умеренному рельефу, опять таки, Strida будет более предпочтительна, как за счет более высокой средней скорости, так и лучшего наката. Однако, у Стриды только 1 скорость, когда как планетарная втулка Мобики позволяет с меньшими усилиями пересекать не столь плоский город, как Санкт-Петербург.

Мобильность у велосипедов в принципе равна. Оба велосипеды довольно компактны в сложенном виде, Стрида чуть длиннее, Мобики чуть тяжелее, общий баланс где-то по середине. Отмечу, что все-таки для переноски в чехле Strida более удобна. Она на 3 килограмма легче, сумка удобно ложится через плечо вдоль тела, когда как Mobiky в чехле, это увесистый прямоугольник с приличным весом и возможностью транспортировки качением в сложенном виде не обладает.

Цена, это однозначный минус Mobiky. Стоимость протестированной нами модели Mobiky Genius на российском рынке составляет 35 тысяч рублей. Базовая Стрида лишь 24 тысячи, за 35 тысяч можно собрать значительно более универсальную двухскоростную модель с 18" колесами. С другой стороны, модель Mobiky MY за 49 тысяч с 16" колесами обладает динамикой близкой к 16" Стриде и весьма неплохим накатом. Все-таки, Mobiky Genius позиционируется как складной велосипед сегмента премиум.

Момент эстетики всегда спорный, но многих людей езда на транспортире из школьного рюкзака напрягает. Любители более консервативных внешне конструкций выберут Mobiky, который остается практически незамеченным на городских улицах.

Передаем повествование..

Тест Alzium'а
В последнее время, я начал верить в складные велосипеды. Удачный опыт Brompton, Dahon и Strida показал, что складной велосипед тоже может быть утилитарным и удобным. Поэтому, когда Tilbert анонсировал обзор Mobiky, я напросился поучаствовать в тест-драйве. Долго ли коротко ли, но такая возможность преставилась, и вот я уже сжимал в руках руль этого необычного велосипеда.

Первые впечатления
Увидел Mobiky я в сложенном состоянии, и если бы не помощь Tilbertа, потратил бы некоторое время, чтобы понять, как это раскладывается. На то, чтобы научиться складывать быстро ушло несколько циклов, но в целом ничего сложного. В качестве первого испытания Mobiky предстояло проехать 15 км до моего дома. Когда мы оговаривали условия теста, договорились на неделю, но уже через километр я понял, что неделя это слишком много, я уже все прочувствовал и продолжать больше не хочется... Однако, тест есть тест, так что придется доехать.

В этот день было сыро. Маленькие крылья спасают от полного промокания, но брюки все равно теряют приличный вид. Так что в офисной одежде, как я позволяю себе на большом велосипеде, ездить не получится.

Посадка
Седло, с одной стороны, удобное – ездить без памперса по двадцать километров вполне приемлимо, однако, покрыто велюром, или каким-то подобием. После привставания на педалях, джинсы никак не хотят устраиваться в то же место, где были, а велюр не дает им проскользнуть. Приходится ерзать, устраиваясь поудобнее.

Сам я ростом 186 см, поэтому телескопический руль и подседельник выдвинул до упора. Дополнительным бонусом это дает упругий изгиб труб, играющий на неровностях дороги и помогающий их сглаживать. Минус в том, что при полном выдвижении рубашки тросов переключения и тормозов изгибаются под критическими углами, что пророчит их недолгую жизнь до замены.

Для других размеров, подогнать высоту седла и руля не составляет никаких проблем, и выполняется за секунды, без применения инструмента. В качестве нагрузочного эксперимента посадил на велосипед ездока весом более сотни килограммов и попросил прокатиться несколько кругов по двору. Велосипед не проявил никаких эмоций по этому поводу. Видно, что запас по нагрузке есть.

Управление
Руль расположен под углом, близким к 90 градусам, поэтому пришлось подстраиваться под особый стиль управления. Черезчур резкий поворот руля на большой скорости чреват падением. Повороты с малым радиусом выполняются кручением руля где-то вдалеке – это движение не так выражено на обычных велосипедах, но после некоторого привыкания к «голландской» посадке (с прямой спиной) проблем не представляет.


Интересно, что на Mobiky, несмотря на такой верткий руль, сразу же получилось ехать «без рук». Полноценных поворотов, как на большом велосипеде, я выписывать не стал: все-таки страшно – вдруг вильнет. Не являясь инженером-механиком, предположу, что хорошая устойчивость определяется низким центром тяжести, наряду с длинной базой для таких маленьких колес.


Технически складывающийся руль выполнен бесхитростно. В собранном состоянии присутствует люфт, напрягающий при движении. Все таки, когда руль не закреплен, чувствовать себя в безопасности не получается. Проблема решается просто: резиновой прокладкой между половинками руля.

Привод
Высокое передаточное число реализуется двумя цепями и промежуточным валом. Задняя втулка (Shimano Nexus) закреплена в горизонтальных дропаутах, поэтому натяжение задней цепи регулируется примитивным натяжителем. Натяжение передней, похоже, не регулируется никак. Очень жаль, так как на тестовом экземпляре провис уже весьма значительный.




Q-фактор шатунов может быть с легкостью уменьшен на сантиметр, однако, я полагаю, вряд ли конструкторы об этом задумываются. Каретка самая обычная, что не может не радовать: не нужно ломать голову, как заменить постаревшие подшипники.


А вот шатуны с ведущей звездой выполнены моноблоком. В случае проблем придется либо конструировать что-то из подручных материалов, либо отправится в рейд по магазинам дешевых детских велосипедов.

Торможение
Тормоза сзади барабанные (Shimano), спереди дисковые (Zoom) необычного стандарта крепления (не IS). Беглый обзор интернета показал, что подобные применяются на картах. Диск 120 мм. Качеством торможения доволен. Что не понравилось, так это разница в модуляции и свободном ходе между двумя ручками. Но это уже придирки.

Описанный выше длинный телескопический руль играет роль амортизатора при резком торможении передним тормозом (в разумных пределах). Пытался сымитировать «черезруль», но не получилось. Естественно, пытался не очень настойчиво. Дисковый тормоз также шаркает при попадании грязи. Настраивается шестигранником.

Переключение передач
Шелдон Браун в своей оде синглспиду писал, что переключение передач отнимает много мыслительной энергии. Насколько это правда, я понял, только сев на Mobiky. Переход между скоростями отнюдь не плавный. Езда напоминает автомобиль с ручной коробкой передач, когда переключаться нужно очень часто: если притормозить перед лужей или выскочившим ребенком, то трогаться с места на третьей нужно медленно и печально, приходится быстро сбрасывать на вторую, «поддавать газу» и снова переходить на третью. То есть рука практически все время находится на грипшифте.

В свою очередь, грипшифт расположен неудобно: часто передачи переключаются по ошибке, особенно при езде по неровной дороге, когда руки могут скользнуть по грипсам. Это огорчает. На перекрестках также нужно на мгновение вспоминать, какая у тебя сейчас включена передача, чтобы с адекватной скоростью успеть убраться из-под колес автомобиля. Впрочем, такая же проблема может быть и у грипшифтов SRAM – не знаю.

Подобраны передачи достаточно бестолково. На второй никак не разогнаться до приличной скорости с комфортным каденсом, а на третьей приходится прилагать усилия, не соответствующие складному мини-велосипеду. Первая передача нужна, похоже, только для случая, когда кто-то идет рядом и нужно двигаться с его скоростью. На несложные городские подъемы можно забираться и на второй. На сложных лучше спешиться.

В целом, из-за необдуманного набора передач езда на Mobiky утомляет. Восемь километров по пути на работу, которые я обычно пролетаю чуть ли не в полусне, тянутся мучительно долго и после пяти появляется мысль «ну когда же я, наконец, доеду..?» Прогулка превращается из удовольствия в испытание.

Переноска
Это, наверное, самая сильная сторона Mobiky. Обернутая поролоном ручка в самой середине конструкции позволяет удобно переносить велосипед, в том числе и по лестнице. Складывается и расклаывается он за секунды. Не очень удобно, что высоту руля и подседельника нужно каждый раз выставлять заново, но в моем случае это не было проблемой, так как выставлял «по максимуму».

Проходимость
Еще один приятный сюрприз: несмотря на 12-дюймовые колеса и малый клиренс, Mobiky обладает вполне приличной проходимостью. Более того, широкие покрышки позволяют без проблем преодолевать камни и трещины. Даже по лежачим полицейским можно проезжать не вставая с седла.

Заезд на поребрик представляет не большую сложность, чем на других велосипедах с маленькими колесами. А вот съезд даже интереснее. Из-за того, что Mobiky складывается в районе каретки, появляется дополнительный «эффект двухподвеса», по другому не сказать – ход заднего колеса вниз составляет пару сантиметров. Амортизации не добавляет, но сцепление с землей при «козлении» остается, в отличие от чистого ригида/хардтейла. Сопровождается съезд со ступеньки жутковатым звуком, но опасности в этом я не нашел.
В первый же день испытал проходимость по жидкой грязи и убедился, что делать этого больше не стоит. Занос практически неминуем. Упасть не упадешь, но выруливать посреди лужи тоже неприятно. Лучше объехать.

В целом, по паркам и садам ездить можно, но не нужно. Это понимаешь сразу же, как только возвращаешься на асфальт. Все-таки Mobiky – это паркетник.

Качество сборки
В Mobiky удивляет парадоксальное сочетание массивных сваренных частей и люфтящих элементов конструкции. Первые километры я, как никогда, чувствовал, что еду на складном велосипеде, так как боялся, что сложится он непосредственно подо мной прямо во время движения. Но, как следует разобравшись в конструкции, убедился, что, если не забыл затянуть все эксцентрики, то бояться не за что.
Ждать каких-либо чудес по комплектации наивно. Перед нами самый обычный Китай, где только планетарка может претендовать на высокое качество. В то же время сразу выявить слабое место у меня не вышло. Функционально важные органы выполнены крепко. Не знаю, сколько велосипед проехал до меня, пришлось перебрать прикипевшую подножку, подтянуть чуть не все болты, смазать цепь, графитовой смазкой пройтись по шлицам кареточного вала и рельсам седла для устранения щелчков, звонок был неисправен с самого начала. В общем, обычное техобслуживание.

Ради интереса проверил в народных интернет-магазинах наличие подходящих запасных покрышек. Есть две модели Schwalbe, так что все не так и плохо.

Имиджевая составляющая
Удивительнее всего для меня стало то, что на Mobiky практически не обращают внимание. Возможно, для окружающих он слишком напоминает обыденный скутер, но интерес к нему явно меньше чем к другим необычным моделям. Особенно это заметно по детям, которые не визжат и не показывают пальцем. Так что желающих привлечь к себе внимание ждет легкое разочарование. Впрочем, простое осознание владения такой игрушкой вполне может компенсировать этот недостаток

Резюме
Если ездить нужно три километра в день и никуда не торопится, то Mobiky – хороший вариант. Но на мой взгляд рыночная ниша его исчезающе мала. Консерваторы давно проголосовали за Brompton. Те, кто располагают чуть большим местом под столом для хранения велосипеда обратят внимание на Strida, а с другой стороны будут наседать владельцы скутеров, роликовых коньков и скейтов, получающие ту же скорость за меньшие деньги. Себе бы я такой велосипед не купил, но в качестве солидного подарка можно рассматривать.

Впрочем, инженерная мысль французов уже пошла дальше, и на рынке доступна, например, версия с 16-дюймовыми колесами и 8-скоростной планетарной втулкой. Возможно, такой вариант и более конкурентноспособен, но цена...


Источник
: Даниил Кузнецов и Алексей Жумыкин для Birota.ru
Обсуждение на форуме





Сервисные руководства
DT Swiss
Shimano
Marzocchi
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Rock Shox
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Formula
Hope
в самое ближайшее время!
Magura
Далее по списку в порядке пополнения

Технологии


Œ
Тексты Инструкции Фотоистория Архив велокаталогов Ремонт велосипедов Велоинтернет О сайте Форум Œ
© Birota 2002-2007
Пишите по всем вопросам
Яндекс цитирования ????????????? ?????? VVV.RU Rambler's Top100